У внедорожников штатно устанавливаются не самые маленькие колеса, а тюнинг внедорожника предполагает установку еще больших колес. Так как на бездорожье бывает крайне полезно понижать давление в шинах, то возникает вполне логичная проблема – как и чем восстанавливать давление в колесах после выезда с бездорожья на асфальт. Итак, владелец внедорожника выбирает в магазине компрессор. Что ему можно посоветовать. Для начала, определимся с производительностью компрессора – для внедорожника приемлемый минимум – это 70 литров в минуту. Компрессоры с производительностью 30-60 литров в минуту, конечно, колеса накачают, но это будет долго. А еще маленькие компрессоры часто выходят из строя при долгой работе без перерыва. Например, обычный автомобильный компрессор производительностью 30 литров в минуту, из непрофильного магазина, выходит из строя, не успев поднять давление с 0,5 до 2 атмосфер в 4 колесах стандартного УАЗика. С производительностью определились – минимум 70 литров в минуту. Но если на машине установлены колеса большого размера, то и компрессор необходимо «увеличить» - но без фанатизма – чем производительнее компрессор, тем больше он по габаритам и массе, а значит возить его в машине становится не так удобно. Поэтому, брать компрессор производительностью более 100-120 литров в минуту также не имеет особого смысла. Далее важно отметить, что способ питания компрессора также важен. Для высокопроизводительных компрессоров совсем не подходит вариант с питанием от гнезда прикуривателя. Большой компрессор потребляет значительный ток, на который не рассчитан ни прикуриватель, ни проводка, поэтому в данном случает только питание от аккумулятора напрямую «крокодилами». Вполне приемлемый вариант – возить компрессор в багажнике и использовать его в обычном «выносном» режиме, однако часто имеет смысл оснастить автомобиль полноценной пневматической системой. Она состоит из компрессора (одного или нескольких), ресивера, трубопроводов, управляющих реле, разъемов и проводки. Относительно каждой из этих частей имеются свои нюансы. И если, относительно проводки, они вполне очевидны – силовая часть должна быть достаточного сечения, должен иметься тумблер для полного отключения пневмосистемы, когда она не нужна, то относительно остальных частей стоит остановиться поподробнее. Сердцем системы является компрессор – и к его выбору стоит подойти ответственно, поскольку выход его из строя приведет к тому, что на выезде, машина останется без воздуха. Поэтому, поскольку в стационарную пневмосистему ставят обычно более мощные компрессоры, есть практика установки двух компрессоров общей производительностью 100-150 литров в минуту. При выходе из строя одного из них, остается рабочим второй, что сильно увеличивает надежность всей системы. Лучше остаться с половиной мощности, чем без воздуха вообще. Располагать компрессоры можно по-разному. В разных внедорожниках есть свои места, где принято устанавливать компрессоры. Часто они устанавливаются в багажнике – в задних крыльях, или под капотом. Посмотрите, как сделали пневмосистему другие владельцы таких же, как у вас автомобилей – возможно, уже все придумано. Ресивер служит для хранения запаса сжатого воздуха, который нужен для использования различных приспособлений и систем, работающих от воздуха – блокировок дифференциалов, пневмоинструмента, или пневмосигнала. Особых требований к нему нет, но, чем больше предполагается потребителей, тем больше необходим ресивер. Обычно оптимальным объемом является 7-9 литров, однако если место в автомобиле позволяет – можно поставить и больше. Ресиверы бывают заводские, а также их можно изготавливать и самостоятельно. Часто в качестве ресиверов применяются старые огнетушители, самодельные конструкции в виде труб, заваренных с обоих концов, а также существуют варианты, когда в качестве ресивера используются герметичные полости силового обвеса автомобиля – силовых порогов из труб, кенгурятников… В качестве управляющей электроники используют специализированные реле давления, которые обычно имеют регулировку. Они позволяют автоматически включать компрессоры при падении давления в ресивере. Соединяются элементы системы шлангами – для надежности рекомендуется использовать виниловые шланги – они долговечны и надежны. Также следует озаботиться о наличии удобно расположенных выводов пневмосистемы, чтобы к ним подключать шланг для подкачки колес. Обычно их устанавливают либо в районе заднего сидения – чтобы можно было удобно подключиться через открытую заднюю дверь, либо, например, в автомобилях УАЗ Патриот, их часто устанавливают в лючках бензобаков – которых там два – с обеих сторон автомобиля. Немного о самом шланге подкачки колес – штатные шланги компрессоров обычно имеют простейшую конструкцию с манометром и наворачивающимся на ниппель колеса наконечником. Эту конструкцию лучше заменить стандартным пистолетом для подкачки колес, так как с ним контролировать давление при накачивании шин будет значительно удобнее. В заключение необходимо упомянуть и о спускании давления в шинах. Для этого обычно используются специальные устройства – дефляторы. Это обычный манометр со шлангом, на котором установлено устройство для соединения с ниппелем колеса, имеющее возможность выкручивания золотника. С таким устройством снижение давления в шинах можно произвести быстро и точно. При выборе дефлятора важно обратить внимание на то, чтобы была эта самая возможность выкручивания золотника и на то, чтобы манометр был достаточной точности, чтобы можно было без проблем видеть давление с точностью до 0,1 атмосферы.