По сути, практически все автомобили, изготавливаемые советским народом, были копиями (частично модернизированными) различных западных марок. Но, несмотря на это, некоторые машины советского производства стали культовыми в государстве, а некоторые получили мировую известность и стали импортироваться в другие страны.
В Советском Союзе изготавливали «Ниву», «Волгу», «ВАЗ», «Запорожец» и много других машин. Легендарным автомобилем советской эпохи был ГАЗ-13 «Чайка», который использовался для передвижений советскими политиками. Данный автомобиль выпускался с различными модификациями кузовов. На «Чайках» ездили и члены КГБ, и советские послы в Венгрии, Болгарии и других странах. Один экземпляр ГАЗ-13 был презентован генсеком КПСС Хрущёвым Фиделю Кастро. Автомобили этой марки изготавливались в Горках (теперь это Нижний Новгород), а также в Риге более двадцати лет.
«Волга», которая выпускалась под названием ГАЗ-124, была представлена в лондонском автосалоне ещё в 1970-м году. Этот советский автомобиль с дизельным двигателем покупали жители многих стран. В СССР, а также ГДР «Волга» часто эксплуатировалась в качестве такси, так как славилась надёжностью и ремонтопригодностью.
Весьма популярной была и «Лада», выпускаемая на заводах СССР под названиями ВАЗ-2104, а также ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. Новые экземпляры «Лад» экспортировались за границу, где продавались под изменёнными названиями, например «Lada Nova». Машины этой марки поставлялись в Канаду, Великобританию, Францию и другие страны. И после распада СССР «Лады» продавались в Украине и Казахстане.
Одним из наиболее мощных внедорожников эпохи Советского Союза является УАЗ-469. Массовый выпуск этих внедорожников начался с 1972 года. Они поставлялись на Кубу, во Вьетнам, продавались на Украине и в Азербайджане. И по сей день Ульяновский автомобильный завод продолжает выпускать этот внедорожник, но в несколько изменённом виде и под названием Hunter.
Первой послевоенной советской «легковушкой» стала «Победа», разработка которой началась ещё во время войны с гитлеровской Германией. Данный автомобиль обладал диковинными для советского транспорта стеклоочистителями с электроприводом, а также радиоприёмником в салоне. Официальным названием «Победы» стал ГАЗ-М20, а неофициальное символизировало триумф советского народа в кровопролитной войне с немецкими захватчиками.
В Советском Союзе изготавливали не только легковые автомобили, но и микроавтобусы – например, ЗИЛ-118 «Юность». Этот мелкосерийный микроавтобус был рассчитан на 17 пассажиров, обладал четырьмя фарами и тонированными окнами в крыше. Несмотря на пятитонный вес, микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» мог разгоняться до 120 километров в час.
Ещё в СССР производились карьерные самосвалы, но это уже другая история.