Запас хода – одна из важнейших характеристик для внедорожника, используемого для автомобильных путешествий. Главный способ увеличить запас хода – это установка дополнительного топливного бака, ил увеличение размеров штатного. Но увеличение размеров штатного бака далеко не так эффективно, как установка дополнительного. Второй бак ставят в раму, например, вместо запасного колеса, а сама запаска переезжает в другое место. Изготавливается бак из нержавеющей стали, или алюминия. Можно использовать и черный металл, но это значительно хуже, поскольку он подвержен коррозии. Форма бака должна быть такой, чтобы получился максимальный объем, но не страдала геометрия автомобиля. Иногда второй бак не снабжают заливной горловиной, а делают перекачку из основного. Но этот вариант не самый удобный, поскольку приходится тратить время на заправках для перекачивания топлива. Лучше организовать топливную систему так, чтобы у каждого бака было свое отверстие для залива топлива. Забор топлива для двигателя из дополнительного бака также организуют по-разному. Для карбюраторных и старых дизельных машин, которые не имеет в баке погружного топливного насоса, ставят простой тройной кран, который позволяет просто переключать забор топлива в двигатель между баками. В случае, когда штатная система питания имеет погружной топливный насос, приходится организовывать перекачку топлива из дополнительного бака. Это можно реализовать струйным насосом, работающим на энергии текущего топлива по обратной магистрали. Например, так сделано штатно на инжекторных и дизельных автомобилях УАЗ. Можно также поставить и электрический топливный насос для перекачки. В обоих случаях важно соединить верхние части баков между собой достаточно толстой трубкой. Вентиляция баков делается общей и ставится на дополнительном баке. Основной бак должен закрываться крышкой герметично. Забор топлива из дополнительного бака делают в «приямке», расположенном в нижней части бака. Это позволяет забирать из бака топливо почти до конца. Если приямка не сделать, то не получится использовать все топливо из дополнительного бака. В нем будет всегда некоторый «неиспользуемый» остаток. Внутри бака, особенно, когда он большого объема, следует организовать перегородки, которые не позволят топливу сильно плескаться. 100-150 литров топлива – это серьезная масса, которую лучше удерживать от сильных перемещений по автомобилю, пускай и в пределах топливного бака. Помимо этого, перегородки еще и улучшают жесткость бака, что делает его надежнее и прочнее. На дизельных машинах имеет смысл установить в бак подогрев забора топлива. В зимнее время это очень полезная функция, ведь антигель не всегда помогает в сильные морозы, или когда его не удалось использовать с соблюдением технологии. Для бензиновых автомобилей доступен альтернативный вариант увеличения запаса хода. Это установка газобаллонного оборудования. Не будем рассуждать о влиянии ГБО на двигатель, о технологиях правильной установки ГБО. Просто отметим тот факт, что этот вариант также эффективно повышает запас хода автомобиля. Также нужно учесть, что в северных регионах газовых заправочных станций очень мало, а в южных – предостаточно. В любом случае, запас топлива в путешествии, особенно во внедорожном – это очень важная деталь. Ведь падение стрелки запаса топлива, особенно вдали от цивилизации, вызывает беспокойство всего экипажа автомобиля. А рассчитать необходимое количество топлива для внедорожного путешествия часто вообще невозможно, поскольку нельзя заранее предугадать, насколько сложным окажется та или иная дорога.