Если вы приобрели внедорожник, который собираетесь использовать по прямому назначению, для выездов на плохие дороги и эксплуатации вне дорог, то вам потребуется большое количество различного внедорожного оборудования. Это и реечный домкрат, и лебедка с блоком, и хорошая лопата… Отдельно поговорим о том, какие тросы должны обязательно быть с собой, когда вы выезжаете на бездорожье один или в компании единомышленников на других машинах.
Начнем с защиты природы и экологии. Во внедорожниках для этой цели есть один трос – корозащитная стропа. Если на ваше машине установлена лебедка, то этот трос призван защитить кору дерева, которое используется при лебежении в качестве якоря. К этому тросу есть несколько требований. Корозащитная стропа выполняется в виде довольно широкой ленты, чтобы опираться на ствол дерева большой площадью. Ширина ленты должна быть не менее 10-12 см. Лучше-больше. Важна также длина стропы, ведь ее нужно обернуть вокруг дерева, а иногда и вокруг нескольких деревьев, которые растут рядом друг с другом. Но и слишком длинная стропа не будет удобной. Оптимальная длина корозащитной стропы – около трех метров. Нагрузка на разрыв у стропы должна превышать максимальное усилие лебедки не менее чем в четыре раза. Если дерево обхвачено «удавкой», то работает только один слой стропы, а если при этом используется блок, то усилие от лебедки получается двойное. И остается двойной запас прочности корозащиты. Это важное условие для обеспечения безопасности при работе с лебедкой. В качестве корозащитных строп можно также использовать стандартные ленточные грузоподъемные стропы. Главное, чтобы они подходили по всем параметрам.
Теперь немного поговорим о лебедочных тросах. По сути, тут есть выбор между стальным и кевларовым вариантами. Раньше у стального троса было только два преимущества – низкая стоимость и отсутствие необходимости в уходе. Но, сейчас, кевлар стал сильно дешевле, поэтому сталь сдала свои позиции еще сильнее. Таким образом, для легковых внедорожников однозначно лучше предпочесть кевларовый трос. Да, его необходимо периодически разматывать и сушить, иногда стирать. Но на этом все его проблемы заканчиваются. В остальном – сплошные преимущества. Он легкий, что позволяет одному человеку спокойно вытаскивать его на большие расстояния от лебедки. Это же свойство позволяет перекидывать крюк, например, на другой берег реки. Кевларовый трос не имеет эффекта памяти, как стальной, который постоянно пытается свиться в «пружину», как только с него спадет напряжение, например, если штурман выронил крюк лебедки. Если такое происходит с кевларом, крюк просто падает на землю у ног штурмана. Безопасность таких тросов также на высоте, так как они не летят с бешеной скоростью в случае обрыва. Да что там говорить, даже для легких грузовиков, как ГАЗ-66, хоть кевлар под такие нагрузки стоит не так дешево, лучше предпочесть кевларовый трос стальному. Только обратите внимание, что клюз лебедки под разные тросы тоже разный. В отдельных случаях также неплохо иметь с собой удлинитель для троса лебедки. Он выполняется обычно из того же троса, который намотан на саму лебедку и лежит в багажнике. Такой трос оказывается необходим, когда ближайшая точка для зацепа лебедки находится далеко.
Буксировочный трос во внедорожнике должен соответствовать массе машины. Ведь предполагается, что и буксируемый, и буксирующий автомобили не маленькие и не легкие. Приобретать такой трос не следует в продуктовых супермаркетах – лучше обратиться в специализированный магазин внедорожного оборудования, или, хотя бы в специализированный магазин для автомобилистов. Соответственно, трос нужно выбирать от более-менее серьезного производителя, информации от которого о разрывной нагрузке можно верить. Разрывная нагрузка у буксировочного троса должна быть вдвое больше, чем снаряженная или полная масса автомобиля. Таким образом, получается диапазон допустимых значений разрывной нагрузки: от двойной снаряженной массы до двойной максимальной разрешенной массы внедорожника. Длину троса лучше выбирать максимально возможную, которую разрешают ПДД при буксировке в той стране, в которой будет эксплуатироваться машина. Самое главное – не путать буксировочный трос и трос, который используется для вытаскивания застрявшего автомобиля. Это разные тросы.
Для эвакуации автомобиля на бездорожье используют специальные тросы – динамические стропы. Такие тросы имеют способность сильно удлиняться под растягивающими нагрузками, за что их жаргонно прозвали резинками. Это свойство позволяет выдергивать застрявший автомобиль рывком, создавая серьезное усилие без большого риска повредить автомобили. Разрывная нагрузка такой стропы подбирается также по массе машины. Массу машины тут нужно умножить на 4. Если трос будет слабее, то он просто порвется, а если он будет значительно более мощный, то он не сможет в достаточной степени растягиваться и демпфировать рывки. Длина такого троса должна быть большой, но в разумных пределах. 8-10 метров – отличный вариант.
Для соединения тросов между собой и с автомобилями используют такелажное оборудование – шаклы. Или, по-научному, такелажные скобы. Стальные такелажные скобы бывают U-образные и похожие на греческую омегу. Для джиперского применения удобнее именно омега. Кроме стальных скоб существуют канатные шаклы. Они безопаснее, так как не имеют такой массы, а значит, не превращаются в снаряд при обрыве троса. Но стальные шаклы они в полной мере не заменяют, так как соединение тросов – это не единственное, для чего можно использовать такелажную скобу из стали. Она бывает также полезна при работе с реечным домкратом, например. По этой причине, если принято решение соединят тросы канатными шаклами, стальные такелажные скобы все равно следует иметь с собой. Все они также должны быть рассчитаны на достаточное усилие с хорошим запасом.
Количество тросов во внедорожнике, который выезжает на бездорожье довольно велико. Это оборудование, которое позволяет своими силами продолжать движение в сложных условиях. В условиях тотального бездорожья должен быть хороший запас такелажного оборудования, поскольку избыток запаса тросов никак не может навредить, а вот их недостаток обычно начинает ощущаться очень остро.